Программа кружка
духовно-нравственного направления
«Юный краевед»
Составители программы:
Ломскова Людмила Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 21,
Слинкова Галина Васильевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №21
Программа рассчитана на 270 часов
Срок реализации – 4 года
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к программе курса «Юный краевед»
В современных условиях модернизации российского образования усиливается интерес к истории родного края. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования.
Программа курса «Юный краевед» расширяет «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», так как она составлена на основе регионального компонента. Особое внимание отводится практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению знаний и умений в реальных жизненных ситуациях, что позволяет реализовать компетентностный подход в обучении. В разработке программы использованы проблемно-диалогический, поисковый, проектный, деятельностный методы обучения, что обеспечивает решение одной из главных задач образования – формирование учебной деятельности младших школьников, позиции активного участника учебного процесса и самостоятельности в решении задач.
Новизна программы заключается в том, что она интегрирует различные образовательные линии: технологическую, культурологическую, краеведческую – в единое образовательное содержание.
Программа «Юный краевед» рассчитана на детей 7-11 лет.
Срок реализации программы четыре года, занятия проводятся два раза в неделю Общий объем программы – 270 часов: 1 класс - 66 часов, 2-4 классы - по 68 часов. Продолжительность занятия – 30 минут в 1 классе, 40 минут – во 2, 3, 4 классах, согласно СанПиН.
Отличие программы состоит в разнообразии тем, раскрывающих взаимосвязь нравственных, духовных и культурных ценностей, в основе которых лежат традиции и обычаи народов малой Родины.
Целью программы является научно-познавательное, духовно-нравственное и патриотическое воспитание младших школьников посредством формирования представлений о культурных традициях в контексте прошлого и настоящего нашего края.
Данная цель направлена на решение следующих задач:
- дать знания об истории родной школы, станицы, района;
- формировать общие представления о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;
- формировать систему отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно-нравственных традиций и ценностей отечественной культуры;
- воспитывать уважительное отношение к традициям своего и других народов;
- развивать нравственные чувства (сопереживание, благодарение, уважение к старшим, терпимость, доброжелательность, милосердие) на материале положительных примеров жизни выдающихся людей Кубани;
- развивать эстетическое восприятие и чувства.
Использование и популяризация новых технологий образования происходят в форме отдельных проектов, на разных площадках, с привлечением учителей предметников, педагогов дополнительного образования, родителей.
Формы организации работы с аудиторией:
· лекции;
· экскурсии;
• консультации;
• литературные и исторические гостиные;
• киносеансы;
• встречи с интересными людьми;
• исторические игры, викторины;
• проектная и исследовательская деятельность;
• использование интернет – технологий;
• создание видеопрезентаций;
• посещение музеев района и края;
• оформление выставок, обновление экспозиций;
• встречи с ветеранами войны.
Прогнозируемые результаты:
1) В обучающей сфере – приобретение учащимися глубоких знаний по истории Темрюкского района, Краснодарского края, умений ориентироваться в событиях и фактах, видеть неразрывную связь истории родного края с историей России.
2) В воспитательной сфере – воспитание у учащихся чувства уважения к истории малой Родины, гордости за ее славное прошлое, уважения и преклонения перед людьми, защищавшими ее свободу и независимость.
3) В развивающей сфере – достижения учащимися высокого уровня умений и навыков в самостоятельной работе по организации и проведению экскурсий к школьным экспозициям, развитие творческих способностей учащихся в процессе создания и презентации творческих работ по изучению родного края; развитие у учащихся навыков самостоятельного мышления, высокого уровня гражданского и патриотического сознания школьников.
Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость
В результате реализации программы «Юный краевед» учащиеся познакомятся:
- с историей, традициями родной школы, района, края;
- будут иметь представление о месте культуры, истории, морали и нравственности в прошлом и настоящем традиций Кубани и своей малой Родины;
- с жизнью героев ВОВ - фронта и тыла;
- будут иметь представление об археологических и архитектурных памятниках района, Кубани;
- посетят театры, музеи, памятники района, края;
- научатся видеть прекрасное в окружающем мире;
- научатся вести себя в общественных и культурных местах, уважительно относиться к культуре и традициям своего и других народов.
Способы проверки ожидаемых результатов:
- педагогическое наблюдение;
- выполнение творческих заданий (составление устных и письменных рассказов, вопросов для проведения викторин, подбор воспитанниками иллюстративного материала по заданию, подготовка рисунков);
- анкетирование родителей;
Формы подведения итогов дополнительной образовательной программы:
- выставки рисунков и просмотры творческих работ воспитанников;
- создание фотоальбомов;
- открытые занятия;
- выступления с докладами и сообщениями по изучаемым темам;
- викторины, кроссворды, игры;
- итоговые концерты для родителей.
Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией. Конечным результатом реализации программы должны стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности будущего гражданина России.
Тематический план по курсу:
«Юный краевед» для учащихся 1 класса
Наименование занятий, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Тема 1: «Я и моя семья» |
5 |
0 |
5 |
Занятие 1. «Будем знакомы!» Принести фотографию или нарисовать автопортрет и рассказать о себе. | 1 |
| 1 |
Занятие 2. «Глупа та птица, которой своё гнездо немило». Подготовка сведений о своей семье, о ближайших родственниках. | 1 |
| 1 |
Занятие 3. «Своя хатка – родная матка». Нарисовать свой родной дом, рассказать, почему мы так любим его. Создание папки «Моё жилище». | 1 |
| 1 |
Занятие 4. «Лень в дому – бери суму» . Ролевая игра «Распределим обязанности в моей семье» | 1 |
| 1 |
Занятие 5. В гостях у бабушки Загадушки. Предметы быта в хате казака и в моем доме – сегодня. | 1 |
| 1 |
Тема 2: «Здравствуй, школа!» |
8 |
2 |
6 |
Занятие 1. Экскурсия по школе № 21. | 1 |
| 1 |
Занятие 2. Заочный экскурс «История Голубицкой школы» | 1 | 1 |
|
Занятие 3. Ролевая игра «Я - пешеход» | 1 |
| 1 |
Занятие 4. Выставка рисунков «Моя дорога в школу» | 1 |
| 1 |
Занятие 5. Беседа. «Почему в станице так названы улицы?» | 1 | 1 |
|
Занятие 6. Рассказ «Мои родители учились в этой школе» | 1 |
| 1 |
Занятие 7. Конкурс рисунков: «Первый раз в первый класс» | 1 |
| 1 |
Занятие 8. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Кубанские народные игры. | 1 |
| 1 |
Тема 3: «Моя родная Голубицкая» |
9 |
2 |
7 |
Занятие 1. Прогулка по станице «Повсюду здесь знакомые места». | 1 |
| 1 |
Занятие 2 Экскурсия в КСЦ и СЮН. «Чем занимаются ученики в свободное время?» | 1 |
| 1 |
Занятие 3. Экскурсия к Голубицкому озеру. Почему оно известно на всю страну? | 1 |
| 1 |
Занятие 4. Беседа «Правила поведения в транспорте и общественных местах». | 1 | 1 |
|
Занятие 5. Аллея Славы. Для кого она создана? (экскурсия) | 1 |
| 1 |
Занятие 6. Археологические памятники в станице Голубицкой. (Экскурсия) | 1 |
| 1 |
Занятие 7. Ролевая игра «Расскажи гостю о нашей станице» | 1 |
| 1 |
Занятие 8. Викторина: «Что я знаю о станице? | 1 | 1 |
|
Занятие 9. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Кубанские народные игры. | 1 |
| 1 |
Тема 4: «Мой любимый Темрюкский район» |
10 |
3 |
7 |
Занятие 1. Серьезный разговор «Знаю правила дорожного движения, как таблицу умножения» | 1 | 1 |
|
Занятие 2. Автобусная экскурсия в Музей Военная Горка. | 1 |
| 1 |
Занятие 3. Заочная прогулка по знаменитым местам города Темрюка. Выучить ст. «Темрюк трудится» | 1 | 1 |
|
Занятие 4. Станицы нашего района. Что мы знаем о них? | 1 | 1 |
|
Занятие 5. Достопримечательности Темрюкского района. Экскурсия на Ахтанизовский лиман. | 1 |
| 1 |
Занятие 6. Проект «Будем жить в ладу с природой» Флора Ахтанизовского лимана. Нарисуем и расскажем. | 1 |
| 1 |
Занятие 7. Проект «Будем жить в ладу с природой». Фауна Ахтанизовского лимана. Нарисуем и расскажем. | 1 |
| 1 |
Занятие 8. «Загадки с клумбы и с грядки». Подбираем или сочиняем загадки об овощах, фруктах и цветах. | 1 |
| 1 |
Занятие 9. Создание фотоальбома: «Мой любимый Темрюкский район». | 1 |
| 1 |
Занятие 10. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Кубанские народные игры. | 1 |
| 1 |
Тема 5: «Семейные традиции» |
7 |
2 |
5 |
Занятие 1. Беседа. «На свет народился, с людьми породнился». Узнать у родителей, какие обычаи и праздники стали в вашей семье традиционными. | 1 |
| 1 |
Занятие 2. Игровое занятие. Разучивание песен, танцев к Рождеству. | 1 |
| 1 |
Занятие 3. Беседа. Правила поведения в театрах, музеях, библиотеках. | 1 | 1 |
|
Занятие 4. Экскурсия в историко-археологический музей г. Темрюка. Экспозиция «Традиции в семье казака». | 1 |
| 1 |
Занятие 5. «Старинные детские игрушки». | 1 | 1 |
|
Занятие 6. Праздничный концерт для родителей: «Рождественские встречи». | 1 |
| 1 |
Занятие 7. «Раз, два, три, четыре, пять, мы собрались поиграть». Кубанские народные игры. | 1 |
| 1 |
Тема 6: «Кубань культурная» |
11 |
2 |
9 |
Активное участие в деятельности КСЦ в ансамбле «Голубицкие роднички». | В течение всего периода | ||
Коллективное посещение кинотеатра «Тамань». Просмотр кинофильмов и мультфильмов. | 1 раз в четверть | ||
Занятие 1.Встреча с поэтами и прозаиками литературного объединения «Лукоморье». | 1 |
| 1 |
Занятие 2. «Ими гордится Тамань». Рассказ о лучших людях станицы. Встреча с поэтом, музыкантом, руководителем Голубицкого хора - Ю.В. Назарковым. | 1 |
| 1 |
Занятие 3. Творчество Голубицкого народного хора. Коллективное посещение их выступления. | 1 |
| 1 |
Занятие 4. Коллективная поездка в цирк г.Краснодара | 1 |
| 1 |
Занятие 5. Творческое задание подобрать стихотворения, пословицы и поговорки о станице, крае. | 1 |
| 1 |
Занятие 6. «Тамань в произведениях кубанских художников» | 1 | 1 |
|
Занятие 7. «Г.Ф.Пономаренко – певец кубанской земли». | 1 | 1 |
|
Занятие 8. «Песни казачьего края». Разучивание песни «Распрягали хлопцы коней…» | 1 |
| 1 |
Занятие 9. «Мы – казачата» (Создание стихов собственного сочинения о себе, школе, семье, таманской земле). | 1 |
| 1 |
Занятие 10. Заочная экскурсия в музей казачьего быта Атамань» | 1 |
| 1 |
Занятие 11. Устный журнал: «Музеи Темрюкского района» | 1 |
| 1 |
Тема 7: « Подвиг таманцев в годы ВОВ на фронте и в тылу» |
16 |
1 |
15 |
Занятие 1. Встреча с ветеранами ВОВ и тружениками тыла. | 1 |
| 1 |
Занятие 2. Рассказ «Война в моей семье» (с помощью родителей) | 1 |
| 1 |
Занятие 3. Автобусная экскурсия: «Памятники героям ВОВ и труженикам тыла на Тамани». | 1 |
| 1 |
Занятие 4. Встреча с узниками: «Война и дети». | 1 |
| 1 |
Занятие 5. Вахта Памяти. Герои чеченской войны | 1 |
| 1 |
Занятие 6-7. Концерт для ветеранов ВОВ и тружеников тыла. | 2 |
| 2 |
Занятие 8. Возложение цветов к памятникам ВОВ. | 1 |
| 1 |
Занятие 9-10. Ярмарка благотворительности, посвященная Дню Победы. | 2 |
| 2 |
Занятие 11. Экскурсия на Аллею Славы. «Спасибо скажем деду, что он принес победу». | 1 |
| 1 |
Занятие 12. Поздравление ветеранов войны и труда с праздником. Посещение их на дому. | 1 |
| 1 |
Занятие 13-14. Конкурс песен и стихов, посвященных ВОВ. | 1 |
| 1 |
Занятие 15. Выставка пластилиновых поделок «Музей Военная Горка». | 1 |
| 1 |
Занятие 16. Выставка рисунков: « Я за мир». | 1 |
| 1 |
Итоговое занятие 17. Награждение самых активных участников кружка. | 1 | 1 |
|
Тематический план по курсу:
«Юный краевед» для учащихся 2 класса
Наименование занятий, тем | Количество часов | ||
Всего | Теория | Практика | |
Тема 1: «Земля отцов – моя земля» |
6 |
1 |
5 |
Занятие 1. «Как не любить мне эту землю, не воспевать Таманский край…» | 1 | 1 |
|
Занятие 2. «Моя малая Родина – станица Голубицкая». (Стихи, песни, сказки) | 2 |
| 2 |
Занятие 3. Творческое задание: Герб станицы Голубицкой. | 1 |
| 1 |
Занятие 4. Разучивание стихотворения о Гербе Темрюкского района | 1 |
| 1 |
Занятие 5. Выставка рисунков «Я- щедрая Таманская земля… | 1 |
| 1 |
Тема 2: «Природа родного края» |
13 |
3 |
10 |
Занятие 1. Экскурсия на Голубицкое горище. | 1 |
| 1 |
Занятие 2. Заочный экскурс «Памятники природы Темрюкского района» | 1 | 1 |
|
Занятие 3. Рассказы (презентации) о памятниках природы. | 1 |
| 1 |
Занятие 4-5. Познавательная прогулка с последующим описанием на Ахтанизовскую сопку. | 2 |
| 2 |
Занятие 6. Викторина «Знаешь ли ты вулканы Таманского полуострова?» | 1 |
| 1 |
Занятие 7. Тест «Рельеф Таманского полуострова». | 1 | 1 |
|
Занятие 8-9. Сезонные изменения в нашем крае. Выставка рисунков «Лето на Тамани». | 2 |
| 2 |
Занятие 10. Познавательная игра «В гости к Осени». | 1 | 1 |
|
Занятие 11. Рисунок-фантазия «Какую бы зиму я хотел увидеть в Голубицкой». | 1 |
| 1 |
Занятие 12-13. Коллективная аппликация «Растения в моем саду - весной» | 2 |
| 2 |
Тема 3. «Водоемы нашей местности» |
6 |
2 |
4 |
Занятие 1. Кроссворд «Угадай водоем Темрюкского района» | 1 |
| 1 |
Занятие 2. Сказка о больших и маленьких водах. | 1 |
| 1 |
Занятие 3-4. Правила поведения у водоема. Коллективный плакат «Охрана водоема» | 2 | 2 |
|
Занятие 5-6. Экскурсия на берег Азовского моря. Сбор ракушечника для аппликации. | 2 |
| 2 |
Тема 4. «Растительный мир нашей местности» |
6 |
2 |
4 |
Занятие 1. Игра «Я знаю это растение». | 1 |
| 1 |
Занятие 2. Викторина «Во саду ли, в огороде?» | 1 |
| 1 |
Занятие 3. Редкие растения нашего района. Прибрежные растения Азова. | 1 | 1 |
|
Занятие 4. В гостях а бабушки Загадушки «Природные лекари». | 1 |
| 1 |
Занятие 5. Серьезный разговор «Осторожно! Ядовитые растения!» | 1 | 1 |
|
Занятие 6. Конкурс знатоков Таманской флоры. | 1 |
| 1 |
Тема 5. «Животный мир Таманского полуострова» |
8 |
1 |
7 |
Занятие 1. Загадки и ребусы о животных Таманского полуострова. Игра «Кто там живёт?» | 1 |
| 1 |
Занятие 2-3. Экскурсия в природу. Составление миниэнциклопедии фауны нашей местности. | 2 |
| 2 |
Занятие 4. Познавательная игра «Золотая рыбка» | 1 |
| 1 |
Занятие 5. Составление кроссворда «Насекомые вокруг нас» | 1 |
| 1 |
Занятие 6. Рассказ с показом иллюстрации «Моё любимое домашнее животное». | 1 |
| 1 |
Занятие 7. Коллективный плакат «Осторожно, птичий город!» | 1 |
| 1 |
Занятие 8. Конкурс знатоков Таманской фауны. | 1 | 1 |
|
Тема 6. «Труд и быт жителей Кубани» |
7 |
1 |
6 |
Занятие 1. Ролевая игра «Расскажи гостю о жителях нашей станицы» | 1 |
| 1 |
Занятие 2. «Казацкому роду нэма пэрэводу». История переселения казаков на Тамань. | 1 |
| 1 |
Занятие 3. «Таманский полуостров – кладовая мифов и легенд…». Памятники истории. | 1 | 1 |
|
Занятие 4. Профессии моих земляков. Стихотворение «Темрюк трудится». | 1 |
| 1 |
Занятие 5. Игра «Знаешь ли ты названия предметов быта и труда?» | 1 |
| 1 |
Занятие 6. Защита проекта «Все профессии важны, все профессии нужны». | 1 |
| 1 |
Занятие 7. Выставка рисунков «»Кем я стану? Каким я стану?» | 1 |
| 1 |
Тема 7. «Жемчужина Кубанского края» |
11 |
0 |
11 |
Занятие 1. Что я знаю о своем районе? Достопримечательности Темрюкского района. | 1 |
| 1 |
Занятие 2. Стихотворение «История города». Как образовался наш район? | 1 |
| 1 |
Занятие 3. Символика Темрюкского района. | 1 |
| 1 |
Занятие 4. Учимся объяснять значение Герба населенного пункта? | 1 |
| 1 |
Занятие 5. Экскурсия в музей казачьего быта ст. Старотитаровской. | 1 |
| 1 |
Занятия 6-7. Конкурс стихов «Ой, станица родная, станица…» | 2 |
| 2 |
Занятие 8. «Казак в труде, как и в бою, славит Родину свою». (Составление сборника пословиц о казачьей отваге, верности родной земле). | 1 |
| 1 |
Продолжение » |
  ![]() Друзья сайта: |